Дом построить – не поле перейти!

Дом построить – не поле перейти. Именно так мы бы перефразировали старую русскую пословицу.  Действительно: воплощение образа любого сооружения в строительных конструкциях процесс сложный и многоступенчатый, требует «длинных» вложений, постоянного контроля и корректировки, и все это в условиях непростой российской правовой действительности. Мы понимаем, что есть профессионалы (застройщики и девелоперы), знающие все подводные камни строительного бизнеса, четко понимающие, что и как нужно сделать, чтобы довести проект до сдачи в эксплуатацию, но есть и те, кто делает свои первые шаги на данной стезе. Для них проект – это тьма неизвестности, оценка затрат вызывает ужас, а от слова экспертиза бросает в дрожь. Но не стоит паниковать! Мы расскажем вам, что и как нужно сделать, чтобы как можно быстрее перейти к строительству того, что вы задумали.  

Представим, что вы планируете обзавестись земельным участком своей мечты (хотите взять его в долгосрочную аренду, приобрести в собственность или просто пытаетесь оценить его инвестиционные перспективы), а также приблизительно понимаете, что хотите построить. Что делать дальше? А дальше необходимо обратиться к профессиональному Проектировщику, то есть к нам ;-) Мы быстро и бесплатно проверим разрешенные виды использования вашего участка, возможные обременения и ограничения его застройки, прикинем максимально возможные параметры вашего будущего объекта. Часто на данном этапе всплывают неприятные для заказчика новости, самой неутешительной из которых является невозможность реализации на выбранном участке именно того объекта, который был задуман. По этой причине мы призываем своих заказчиков не торопиться с оформлением прав на землю до тех пор, пока мы все не проверили.

После успешного оформления документов на землю Заказчик начинает торопиться, полагая, что ничто более не держит проектировщика и можно начинать «рисовать». И ошибается. Для реального процесса проектирования требуется много технической информации и исходных данных, без которых дальше эскизирования не продвинуться. 

Приводим примерный перечень исходно-разрешительной документации, которая необходима для работы.

Список внушительный, но мы не оставим вас с ним один на один: поможем составить грамотное задание на проектирование, рассчитаем инженерные нагрузки для заказа технических условий, порекомендуем ответственных исполнителей для инженерных изысканий, оформим материалы для получения градостроительного плана земельного участка, подскажем, куда обратиться за требуемыми документами по окружающей застройке. Оценить стоимость наших услуг по проектированию вы можете, воспользовавшись Калькулятором стоимости работ.

По мере поступления исходно-разрешительной документации мы начинаем процесс разработки разделов проекта в соответствии с Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства №87 от 16.02.2008 (с изменениями). Именно проектная документация сдается в экспертизу (аккредитованную организацию по выбору заказчика или по нашей рекомендации). Приводим разрабатываемый нами ориентировочный состав разделов проектной документации.

Сразу оговоримся: согласно Статье 49 Градостроительного Кодекса РФ экспертизе НЕ подлежат следующие объекты:

- отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);

- жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения бюджетных средств;

- многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, в случае, если строительство или реконструкция таких домов осуществляется без привлечения бюджетных средств;

- отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением особо опасных, технически сложных или уникальных объектов;

- отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон, за исключением особо опасных, технически сложных или уникальных объектов;

Также экспертиза НЕ проводится в случае, если для строительства или реконструкции не требуется получение разрешения на строительство, а также в отношении типовой проектной документации (проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы или негосударственной экспертизы и применяемой повторно).

Итак, проектная документация готова, экспертиза успешно и с первого раза пройдена (а мы по-другому не работаем) и мы приступаем к разработке рабочей документации. Для лиц непосвященных поясним, что построить здание по материалам проектной документации невозможно, поскольку она содержит принципиальные решения, которых для строителя недостаточно. Безусловно, при наличии подписанного договора на стадию рабочей документации, мы не ждем, пока будет получено разрешение на строительство, и сразу начинаем работу над чертежами нулевого цикла. Главное для нас – не допустить простоя строительной техники по причине отсутствия у подрядчика нужных чертежей!

Ну и напоследок отметим, что в ходе всей продолжительности производства строительных работ мы оказываем услугу авторского надзора за ходом строительства, в объем которого входит выезд наших специалистов на объект, ведение журнала авторского надзора, участие в рабочих совещаниях на объекте и оперативная корректировка рабочей документации (при необходимости). 

Если у вас остались вопросы, мы всегда готовы ответить на них по телефону +7 (812) 365-69-56 или электронной почте.

Заметки о "Прикладной климатологии" Питерских крыш.

(немного масла в затухший костер дискуссии о карнизах нашего города)

 

В свое время, когда моя семья переехала из квартирки в цокольном этаже на четвертый (последний) этаж нашего старого дома (1864 г. постройки),  я вдруг осознал, что красота Петербурга имеет еще одно измерение. Просто подойдя к окну можно было любоваться искусственным ландшафтом крыш. Город стал для меня более объемным и даже более лиричным. Описывать не буду... Не буду отнимать хлеб у поэтов, они написали об этом тысячи строк и еще напишут...

Но архитектурный взгляд на крыши брошу. Имею право!

Прежде всего, хочу отметить, что крыши Петербурга видны не только с последних этажей домов и другого берега Невы. Они активно участвуют в силуэте всех каналов, перекрестков и площадей, а также при взгляде вдоль даже не очень широких улиц. Этому способствует сложившаяся высота домов центральной части города. Если бы дома были выше, крыши были не видны, и наш город потерял бы эту "вишенку на торте".

Но у всякой медали есть обратная сторона. Эксплуатация питерских крыш имеет много печальных страниц... Зазевавшегося поэта запросто может убить сосулькой ли "сосулей"© (кому как нравится).

Технически старые крыши выполнены по схеме холодного чердака. Утеплитель находится на уровне последнего перекрытия, дальше стропильная система, обрешетка и железо, не всегда качественно покрашенное. Завершает эту картину наружный водосток, отрывающийся под тяжестью глыб льда и снега и страдающий от дворников, посланных на крышу сбрасывать снег. Образованию смертоносных сосулек способствует многократный переход в течение зимы через  точку замерзания воды. В условиях Петербурга это иногда происходит несколько раз в течение суток.

 

Проблему теоретически можно решить и без боевых (сосульных) лазеров. Миллионы карнизов и водосточных труб надо "просто" снабдить греющими кабелями. Но это не все, необходимо организовать службу по их обслуживанию и ремонту. И еще добавить строку в квитанции ЖКХ... Аплодисменты гарантированы! Но такой подход понравится только тем, кто находится по другую сторону упомянутой квитанции.

 

Кто заинтересован больше всего в хорошем состоянии крыши дома? Тот - кто под ней живет! А у нас жильцы дома, кроме тех, кому достался последний этаж, на предложение финансово поучаствовать в решении проблемы, хором пошлют инициатора в известном направлении.

Конечно, можно тупо ждать, когда подойдет срок капитального ремонта дома и надеяться, что на него найдется нужное количество денег. А можно привлечь инвестора для строительства мансарды и решить комплексно все (или почти все) проблемы старого дома. При устройстве мансарды также происходит переход крыши в новое качество. Непосредственно под крышей появляется собственник, кровно заинтересованный в ее идеальном состоянии. Те дома, в центре города, которым удалось получить мансарду, не смотря на рогатки и препоны нашего законодательства, ярко демонстрируют нам, как должно быть преобразовано все поднебесное пространство верхнего фасада Петербурга.

Конечно, при замене обычных крыш на мансардные, должен быть выполнен ряд условий. Это, прежде всего, аутентичность исторической застройки. Максимальное сохранение высотных отметок карнизов и коньков крыш, использование традиционных кровельных материалов покрытий и их цветовой гаммы. На том, как говорится, наш КГИОП стоит и стоять будет! У нас исторический центр под охраной ЮНЕСКО! Поэтому строя мансарды, продолжают делать наружные водостоки. Иногда получается хорошо, иногда не очень.

 

Не буду углубляться в полемику, что дали бы сотни тысяч новых квадратных метров площадей в мансардах исторической части города, если бы удалось развернуть их широкое строительство. Моя задача рассказать  о своем опыте проектирования мансард и решения проблемы "сосульки на карнизе".

Давайте вспомним о революции, которую произвел внутренний водосток. В наших климатических условиях он не только решает проблему сосулек, но и позволяет полноценно эксплуатировать кровлю. А это дорогого стоит! У нас же виды! У нас же панорамы! Применение современных гидроизоляционных материалов и грамотных технических решений сводит на нет угрозу протечек. Вот было бы здорово поменять все наружные водостоки на внутренние! И жили бы они (то есть мы) долго и счастливо...

Но как быть с силуэтом зданий? Как сохранить поэзию питерских крыш? Для исторического центра Санкт-Петербурга плоская эксплуатируемая крыша равноценна исчезновению самого понятия "Санкт-Петербург"!

 "Вот если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича...". Именно этим мы и занялись.

Было решено, что мансарда с традиционной скатной крышей должна быть дополнена "особенным" карнизом. Этот карниз не только выполняет функцию сбора воды, но и дает возможность человеку безопасно стоять. На этом карнизе, как на балконе, можно любоваться Белыми ночами Санкт-Петербурга.

Вот пример нашей работы.

 

Суть разработки нового узла для карнизов зданий свелась к интеграции внутреннего водостока в карниз здания. Конечно, такой карниз и работы по прокладке внутреннего водостока, стоят конкретных денег, и на каждый дом такую конструкцию смонтировать вряд ли получится. Но, по моему мнению, там, где принято решение о строительстве мансарды, это нужно сделать обязательно. Как говорится - За чей счет банкет то проводить!

На этом все. Если можете предложить лучше, пишите.

Архитектурное бюро "ПиК": сказка №1.

Задумавшись о том, как рассказать о работе нашего бюро, не скатившись к банальному перечислению построенных объектов, я решил, что читателю, интересующемуся архитектурой, гораздо интереснее будет узнать подробности (я бы даже сказал "коллизии") проектирования и строительства того или иного конкретного здания. Это тоже история нашей жизни. Порой счастливая, а порой грустная...

Начать рассказ о нашем бюро я хочу со здания, которого теоретически не должно было быть. Тем более, что его эскиз появился задолго до официального открытия нашего бюро.

Примерно в 2001 году (точной даты не помню) ко мне обратилась известная в ту пору фирма, имевшая в городе сеть цветочных магазинов. Заработав начальный капитал, они решили построить фирменный торговый центр с оранжереей и центральным офисом. Здание они хотели построить именно в Московском районе. Им в качестве проектировщика меня посоветовали потому, что я 5 лет проработал районным архитектором. Правда, к этому времени я уже три года как не работал в КГА, но район знал хорошо и рекомендовал участок на Смоленской улице, непосредственно примыкавший к Московскому проспекту. На участке находился брошенный полуразвалившийся общественный туалет. После 90-х годов по городу этих брошенных туалетов было десятка три, не меньше.

Заказчику идея понравилась, и по тогдашней процедуре (прямо скажем, не быстрой), через инвестиционный комитет было подготовлено постановление правительства о строительстве ДЕНДРОЦЕНТРА в Московском районе. В качестве обременения заказчик обязан был построить новый общественный туалет в своем здании и благоустроить Смоленский скверик.

Первые эскизы здания.

 

Глядя на эскиз и построенное здание, читатель без труда увидит ноты конструктивизма, которые я попытался вставить в это произведение. К чести заказчика, он не стал вмешиваться в художественный замысел. В эскизном проекте была двухсветная оранжерея с фонтаном и экзотическими растениями. Общественный туалет, естественно, отправили на задний фасад. Шла обычная работа по сбору исходно-разрешительной документации. Договор о проектировании лежал на подписи... Но так и не был подписан!

Что-то повернулось не так в цветочном (а может быть и не цветочном) механизме. Огромная партия цветов из Голландии оказалась заражена каким-то очень специфическим паразитом и была уничтожена, а уважаемый заказчик оказался на грани банкротства. Не раздумывая, он продает постановление правительства о выделении земельного участка под строительство ДЕНДРОЦЕНТРА вместе с юр. лицом и документацией.

Новому заказчику нравится замысел, но абсолютно не нужен дендрарий. Здание становится офисным, а на месте оранжереи появляется ресторан. При этом во всех документах фигурирует его прежнее название  - ДЕНДРОЦЕНТР!

Первоначальный проект.


Внимательный читатель, быть может, обратил внимание на упомянутый мной выше общественный туалет, который когда-то был на месте ДЕНДРОЦЕНТРА и который пренепременно должен был пережить реинкарнацию в новом качестве. Лирическое отступление о нем просто необходимо!Олег Андреевич Харченко (в то пору главный архитектор СПб) без единого замечания с первого раза согласовывает архитектурно-планировочное решение, и мы начинаем комплектовать документацию для прохождения экспертизы.

В ту славную пору коммерческой экспертизы не существовало, и все проектировщики города получали по шее в замечательном заведении на улице Зодчего Росси. Специалисты там хорошие, копают глубоко, и внимательно почитав постановление Правительства по строительству здания ДЕНДРОЦЕНТРА С ОБЩЕСТВЕННЫМ ТУАЛЕТОМ, предлагают нашему заказчику срочно принести согласование Водоканала, которому перейдет на баланс сей необходимый населению объект.

В водоканале с гордо поднятой головой нам заявляют, что проект никуда не годится. Туалет должен быть в отдельно стоящем здании, причем не на заднем фасаде офисного здания, а перед ним и только в этом случае они его согласуют и потом примут на баланс.

Заказчик в шоке. Занавес!

Мозговой штурм проблемы приносит неожиданный (скорее неординарный) результат. Туалет нарисован перед офисным зданием, но отодвинут на максимально возможное расстояние от Дендроцентра. То есть прямо на красную линию Московского проспекта! В плане здание туалета становится маленьким корабликом, с острым носиком, высовывающимся из зелени сквера.

Иду к районному архитектору, объясняю ситуацию, доказываю, что другого выхода нет. В итоге, в документации появляется отдельный комплект томиков с названием "Общественный туалет". Водоканал с видом победителя согласовывает проект.

Туалет в Смоленском сквере.

 

Любопытный инцидент произошел в  2006 году, когда мой заказчик пригласил меня на обсуждение очередной инвестиционной затеи. Мы в это момент рисовали ему еще два объекта, и речь шла о возможном освоении территории прилегающей к одному из них. Каково было мое удивление, когда в комнате для совещаний я увидел Томаса Тавейру (Tomas Taveira) известного португальского архитектора, участника финальной стадии конкурса стадиона на Крестовском острове! Оказывается, ему заказали эскизный проект (мастер план) освоения прилегающей территории. Заказчик представил меня Мастеру и показал наш проект Дендроцентра. Я немного растерялся и ожидал критики в свой адрес. Но мои опасения оказались напрасны,  Т.Тавейра не скупился на комплименты. Хочется верить, что они были искренние...

Дендроцентр последний вариант проекта.

 

Смею заметить, что те несколько абзацев, прочитанные сейчас вами, растянулись на целых пять лет. Именно столько времени прошло с момента первого эскиза до получения разрешения на строительство!

Но история проектирования этого объекта так просто не закончилась. В процессе строительства у заказчика постоянно возникали идеи по перепланировке помещений, часть из которых мы даже успели воплотить в жизнь. Но он решил этим не ограничиваться и решил построить на месте открытой гостевой автостоянки вторую очередь офисного здания. Мои аргументы, что в этом случае придется построить подземную многоярусную парковку, его не остановили. Чтобы решить эту проблему мы вставили в подвал механизированную парковку. К этому времени у нас уже был опыт проектирования таких объектов.

Вторая очередь бизнес центра.

 

Стилистически вторая очередь являлась продолжением первой и образовывала единую композицию, растущую вдоль Смоленской улицы. Но ей уже никогда не быть реализованной... Банкиры, выдавшие кредиты, начали судиться с нашим заказчиком и отобрали Дендроцентр за долги. Ни о какой второй очереди речи быть не могло, ведь сами банки ничего строить не умеют.

Вот и сказочке конец!

Субъективные заметки о Концертном зале Мариинского театра.

Будучи непосредственным участником событий, связанных со строительством Концертного зала Мариинского театра, хочу поделиться с читателями журнала Капитель своим взглядом на процесс его появления в нашем городе. Заранее приношу извинения за субъективные рассуждения, ведь это, подчеркиваю, мой взгляд на произошедшее.

 

1. Несколько слов о том, что было до...

До концертного зала на ул. Писарева, д.20 находилось здание Декорационного магазина и зала дирекции императорских театров. Об этом гласит восстановленная надпись на фасаде. Слово "Магазин" в переводе на современный русский - Склад, а "Зал", это живописная мастерская для росписи декораций. Она находилась на самом верху под крышей и освещалась сверху зенитным фонарем.

"Магазин" построил за год до своей смерти Виктор Шретер, в ту пору главный архитектор Императорских театров.  

Выходец из семьи балтийских немцев своей деятельностью Шретер полностью оправдал девиз начертанный на родовом гербе - "Творческимъ трудомъ".  Большое количество построек не только в Санкт-Петербурге но и других городах Империи, принесли ему признание и уважение. Академик архитектуры, он был активным членом Петербургского общества архитекторов, успевал не только строить, а еще и участвовать и возглавлять всевозможные комиссии и  преподавать! Любимый стиль Шретера (тогда все люди искусства творили в "стилях") был так называемый "кирпичный стиль". Именно в этом стиле и построен "Магазин". Интересующиеся творчеством Виктора Шретера могут без труда найти на просторах интернета информацию о нем и  его постройках.

Вернемся к предмету наших заметок. Назначение здания "Магазина" не менялось с момента его возведения. Все сто лет в нем по прежнему клепали декорации и расписывали задники. Рутинная жизнь здания прервалась страшным пожаром в ночь с 5 на 6 сентября 2003 года. Благодаря горючей начинке, здание полыхало как костер в который плеснули бензина. Пожарные не могли справиться с огнем и под воздействием высокой температуры стальные фермы покрытия обрушились внутрь. Удивительно, что в этом страшном пожаре не было пострадавших. В итоге - здание полностью  выгорело внутри. Сохранился только периметр наружных стен, но и они сильно пострадали от  огня.

- проект В.Шретера (картинка 1)

- "Магазин" до пожара (картинка 2)

- "Магазин"  после пожара (картинка 3)

2. Как Феникс из пепла...

Пожар нанес колоссальный ущерб. Утрачена была не только производственная база, но и часть декораций к спектаклям. Хорошо, что у театра были еще другие площадки хранения и изготовления реквизита, поэтому последствия пожара на репертуаре театра практически не отразились.

А в это время кипели страсти вокруг прошедшего конкурса на проект "Второй сцены" Мариинского театра. Победителем (все признают, что под давлением маэстро Валерия Гергиева) был назван Доминик Перо (Dominique Perrault) c его "золотым мусорным пакетом". Оглядываясь назад, и сравнивая тот проект и стоящее на ул. Декабристов "творение" Джека Даймонда (которого, кстати, тоже выбрал Маэстро) невольно думаю - "хотели как лучше, а получили..." Но, "Вторя сцена" не является темой нашего разговора...

- проект Доминика Перро (картинка 4)?

- проект Джека Даймонда (картинка 5)?

Забегая вперед скажу, что косвенно, события вокруг строительства "Второй сцены" и пробуксовка с реконструкцией Новой Голландии по проекту Нормана Фостера (там маэстро Гергиев тоже хотел иметь театральную площадку), повлияли на принятие решения о строительстве Концертного зала на месте сгоревших декорационных мастерских.

Одновременно с проектированием "Второй сцены" велись проектные работы для постановки на реконструкцию Главной сцены Мариинского театра. Этот проект вел консорциум из нескольких французских фирм с привлечением Рафаэля Даянова, как главного архитектора-реставратора. Но Валерий Гергиев понимал, что, не открыв новую сцену, нельзя закрывать старую и оставить Петербург без главного городского театра. Поэтому затяжка строительства второй сцены привела к замораживанию проекта реконструкции Главной сцены Мариинского театра на целых 10 лет.

Маэстро вышел из цейтнота блестяще, приняв решение строить  Концертный зал. Команда специалистов для этого была готова. Французы, понимающие, что до рабочего проекта для Главной сцены им еще долго ползти,  рьяно взялись за дело. Не поленюсь перечислить участников консорциума:

-  Архитектурное бюро FABRE & SPELLER;

- SETEC-Bâtiment (инженерные разделы);

- SCENE (машинерия и сценическое оборудованиее);

- Архитектурно-реставрационное бюро «Литейная часть 91»;

- NAGATA-Acoustic (акустка);

- на стадии разработки Рабочей документации привлекли НПО "Геореконструкция фундаментпроект".

Прозорливый читатель спросит - Откуда деньги для реализации столь амбициозного проекта? Ведь в федеральном бюджете такой строки не было. Да еще в какие сроки! В то время, как на строительстве Второй сцены планомерно закапывался миллиард (стоимость нулевого цикла), был разработан и проведен через экспертизу, не побоюсь этого слова, уникальный проект и построено здание без привлечения бюджетных средств! Здание было построено всего за 18 месяцев!

Несколько слов об авторе Концертного зала.

Ксавье Фабр (Xsavier Fabre) только в зрелом возрасте стал известен как специалист по театральным и общественным зданиям, построив и реконструировав несколько театров и культурных центров в провинциальных центрах Франции. Читает лекции по архитектуре в Сорбонне, иногда в России. Профессионал в лучшем значении этого слова.

Лично мне очень импонируют его слова о роли архитектора сказанные в дискуссии с Домиником Перро. Перро пафосно заявил (вольный перевод), что "его творения, глядя с небес, оценит бог". Фабр ответил ему, что "свои творения делает для людей".

Проект Ксавье Фабра (картинки 6,7,8)

В процессе работы над проектом архитектор пришел к выводу, что исторический вход в здание со стороны ул. Писарева не соответствует его новой функции. К слову сказать, С.П.Шмаков тоже пытался эскизировать на тему сохранения входа со стороны ул. Писарева, но проблему подходов к зданию решить не смог...

Фабр посмотрел на ситуацию как градостроитель и предложил организовать главный вход в Концертный зал с противоположной стороны земельного участка, "лицом" в сторону Мариинского театра. Планировочно, возможность разместить аванплощадь перед входом в Зал там имелась, но территория, выходящая на ул. Декабристов, была занята стадионом Академии физической культуры им. П.Ф.Лесгафта (ныне Гос. Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф.Лесгафта). Чтобы разрубить этот узел пришлось приложить колоссальные усилия (включая личные возможности Маэстро). Представляете, скольких трудов стоило убедить чиновников произвести передачу этой земли Мариинскому театру! Помимо рогаток в законодательстве, существовала реальная проблема стадиона ВУЗа. Удивительно, но Вячеслав Фетисов (общение с которым доставило мне массу удовольствия), в ту пору министр спорта России, пошел навстречу театру, и согласился на передачу земли. Может быть, благодаря этому шагу, ВУЗ получил деньги на реконструкцию стадиона и теперь со стороны ул. Декабристов все видят преображенный спортивный уголок...

В 2005 году Ксавье Фабр презентовал архитектурный проект Зала. Особенно импонировало терпеливое отношение архитектора к критическим замечаниям и рекомендациям, касающимся принципиальных вопросов планировки. В частности, после дискуссии, была изменена форма и направление главной лестницы вестибюля, а в дальнейшем он спокойно отнесся к корректировке главного фасада и поддержал меня при проектировании пристроек к Концертному залу.

Основной элемент здания - зал был рассчитан выдающимся акустиком Язухисо Тойота (Yasuhisa Toyota) и был  так называемым "абсолютно твердым телом", которое необходимо было заключить в архитектурную оболочку. Форма зала сама являлась инструментом. Слушатель как бы помещался внутрь музыкальной шкатулки. По заданию вместимость зала не могла быть менее 1000 мест, а габарит сцены должен был вмещать большой симфонический оркестр.  К тому же сцена дополнена оркестровой ямой (очень редкий случай для концертных залов). Старые стены "Магазина" такому залу явно "жали в плечах".  Если бы это потребовалось архитектору, то, скорее всего, от исторического здания остался бы только фасад по ул. Писарева (как это произошло со многими реконструируемыми зданиями в Петербурге), но в своем проекте Фабру удалось сохранить и боковые фасады. Исторические стены были реставрированы и посажены на микросваи. Было принято решение не нагружать их новой нагрузкой. Все конструкции нового здания обособлены от исторических стен. Это повлияло на компановку здания в целом и размещение в нем необходимых технических помещений. В частности, пришлось отказаться от подвала, поэтому уровень сцены находится на втором этаже.

В проект были заложены масса оригинальных идей: начиная от формы самого зала с оригинальной пластикой балконов и наклоненных внутрь стен, многоярусным фойе с кулуарами, выходящими на центральный витраж, обращенный на аванплощадь, до остроумного небольшого репетиционного зала под самой крышей и технических решений, снижающих уровень шума от вентустановок, лифта для подъема роялей на сцену и "всплывающих" дополнительных кресел на месте оркестровой ямы. В Зале даже предусмотрена VIP-зона, которую можно полностью изолировать от основной публики. Ею является центральный балкон, в кулуары которого можно попасть по отдельным лестнице и лифту. К сведению меломанов, акустика зала настроена именно на первый ряд этого балкона.

К слову об акустике... Все признают, что это лучший акустический зал России и один из лучших в мире. Этого удалось добиться не только оптимальными размерами зала: 52х26х14,5м. (длина, ширина и высота), его формой (перевернутая корзинка) но и деревянной акустической облицовкой, включающей в себя панели с регулируемым звукоотражением. Толщина полностью деревянных потолочных подвесных панелей составляет 280 мм. Тойота добился оптимальной диффузии звука и времени его реверберации. Мне удалось наблюдать за настройкой зала, когда Тойота и Маэстро прослушивали звучание различных инструментов и оперных голосов. Было любопытно наблюдать за бегающим среди кресел Маэстро.  Музыкальные возможности Зала обогатил орган французского производства, появившийся в Зале через несколько лет после его официального открытия. Немаловажно, что место под установку органа было заранее предусмотрено в проекте Фабра. Фасад органа, предложенный производителем и согласованный Фабром, по рисунку, как мне кажется, не совсем соответствующем характеру Зала. Но это мое личное мнение... Сейчас в здании Концертного зала оборудована студия звукозаписи и все диски пишутся именно здесь.

Интерьер Зала (картинка 9)

Главный фасад Зала в процессе строительства и первых лет эксплуатации претерпел несколько метаморфоз. Фабр предложил очень строгую архитектуру с включением в декор боковых фасадов стальных балок и колонн, ассоциирующуюся у зрителя с промышленными производственными зданиями. Естественно "кирпичный стиль" Шретера был поддержан монументальным главным фасадом со складками кулис, обрамляющих вход. Но в первоначальном проекте не было ни Лиры (символа Мариинского театра), ни медных литавр и лавровых ветвей! Над входом под козырьком крыши были изображены бюсты семи великих композиторов. Они должны были быть из стекла и светится в вечернее время. Может быть кто-то из читателей застал момент открытия Зала и помнит как они там красовались. Правда были они сделаны в декорационных мастерских театра  не из стекла, а из пластика и вскоре отправились на склад.  Фабра убедили, что без них лучше...

3. Жизнь с одним плечом...

Уже в процессе строительства Гергиеву стало понятно, что в Зале не хватает помещений для музыкантов и певцов.  Фабр сделал набросок вспомогательного корпуса слева от входа в Зал. Он не рассматривал этот объект как единое целое и позволил себе фантазию в контру главному корпусу. Но дальше эскиза дело не пошло.

К идее вернулись через два года, когда публика оценила Зал и он заработал на полную мощность. Маэстро попросил Сергея Орешкина сделать эскиз вспомогательного корпуса на месте, предложенном Фабром. При обсуждении эскизов я предложил зеркально справа от Зала расположить второй корпус, сформировав осевую композицию, где главным оставался Концертный зал. Это позволило дифференцировать назначение корпусов: правый (в проектной документации - "северный") был отведен под гримуборные и реабилитационный центр, а левый (в проектной документации - "южный") под репетиционные классы и музыкальный магазин. Наше архитектурное бюро включилось в работу и дало свое виденье единой композиции. Мы предложили развить идею кулис главного корпуса, но Гергиеву больше понравился фасад Орешкина. В тоже время Маэстро одобрил, предложенное нами завершение  корпуса в едином стиле с основным зданием Зала. Было принято решение, что мы интегрируем фасад Орешкина в наш проект. В дальнейшем при проработке фасадов мне удалось отстоять решение боковых фасадов, полностью повторяющее рисунок и ритм металлических балок и колонн боковых фасадов Фабра, сформировав, таким образом, единый ансамбль. Естественно, в архитектурном разделе проекта фирма "А-Лен" была указана как наш соавтор. Сергей Орешкин, в последствии, решил указывать себя как единственного автора пристроек к Концертному залу...

Пристройки к Залу (картинка 10).

Стройку  "северного" корпуса опять начали без привлечения бюджетных средств, но в этот раз строительство шло с трудом... Новое руководство ОКСа Мариинского театра, из-за недостатка средств, разрешило строителям применять дешевые материалы. Все мои попытки заставить строителей работать в соответствии с проектом блокировались. В итоге, не были выполнены многие архитектурные детали. Главный  фасад, придуманный Орешкиным, был "замучен" почти до смерти. Не удивлюсь, если он скоро начнет сыпаться. "Южный" корпус замерз на уровне первого этажа. Оба корпуса спрятали за рекламными баннерами. Видимо, чтобы не позориться. В этой обстановке мне пришлось покинуть Театр...

В 2014 году мне позвонил очередной руководитель ОКСа театра и попросил набросать вариант перепланировки "южного" корпуса. Я с воодушевлением схватился за карандаши и уже через день раскладывал у него на столе эскизы. В ответ услышал - "Спасибо, я обсужу это с Маэстро и перезвоню Вам". Вот с тех пор и перезванивает... А великолепный Концертный зал так и стоит с одним плечом...

    © 2023